Numismatics news, coin market, precious metals, analytics, experts
Enter a name
Search

«Самый крестьянский» поэт. К 200‑летию Николая Некрасова


Николай Некрасов происходил из дворянской, некогда богатой семьи из Ярославской губернии. Родился в Винницком уезде Подольской губернии в городе Немирове, где в то время квартировал полк, в котором служил его отец – поручик и зажиточный помещик Алексей Сергеевич Некрасов (1788–1862), которого не миновала семейная слабость Некрасовых – любовь к картам (Сергей Алексеевич Некрасов (1746–1807), дед поэта, проиграл в карты почти все состояние).
14_1.jpg
Детство Некрасова прошло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешнево Ярославской губернии, в уезде, куда уехал отец Алексей Сергеевич Некрасов, выйдя в отставку в 1823 году. В возрасте 11 лет Некрасов поступил в ярославскую гимназию. Учась в гимназии, юноша стал записывать свои первые стихи (в основном подражательно-романтические) в домашнюю тетрадку. При этом к учебе он интереса не испытывал, с гимназическим начальством не ладил (в том числе из‑за сатирических стишков). Из пятого класса отец его забрал. На этом образование Некрасова завершилось.

В 1839 году Николай Некрасов поступил вольнослушателем на филологический факультет и до 1841 года пробыл в университете, но почти все время уходило у него на поиски заработка. Он стал давать уроки и печатать небольшие статьи в «Литературном прибавлении к “Русскому инвалиду”» и в «Литературной газете». Кроме этого, сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, писал водевили для Александринского театра (под именем Перепельского). Постепенно Некрасов полностью увлекся литературой. У него начали появляться собственные сбережения, и в 1840 году при поддержке некоторых петербургских знакомых он выпустил книжку своих стихов под заглавием «Мечты и звуки», не имевшей особого успеха ни у читателей, ни у критиков. Огорченный первым поэтическим опытом, Некрасов решил попробовать себя в прозе. Свои ранние рассказы и повести он писал в реалистической манере:в основу сюжетов легли события и явления, участником или свидетелем которых был сам автор. Позднее Некрасов обратился и к сатирическим жанрам.

С середины 1840‑х годов Некрасов начал активно заниматься издательской деятельностью. При его участии был опубликован альманах «Петербургский сборник», в котором был впервые напечатан роман Достоевского «Бедные люди». В конце 1846 года Некрасов стал редактором журнала «Современник», раскрывшим талант таких писателей, как Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Герцен, Федор Достоевский, Михаил Салтыков-Щедрин. Сам Некрасов был одним из постоянных авторов журнала: на страницах «Современника» выходили его стихи, проза, литературная критика, публицистические статьи. В 1866 году, после закрытия «Современника», Некрасов занялся изданием журнала «Отечественные записки». Одновременно с этим поэт работал над одним из самых масштабных своих произведений – крестьянской поэмой «Кому на Руси жить хорошо». По задумке автора, поэма должна была стать своеобразной эпопеей, демонстрирующей жизнь российского народа с разных точек зрения. При этом Некрасов целенаправленно пользовался для ее написания не «высоким штилем», а простым разговорным языком, приближенным к народным песням и сказаниям, изобилующим просторечными выражениями и поговорками. Работа над поэмой заняла у Некрасова почти 14 лет, но даже за этот срок он не успел воплотить свой замысел в полной мере: помешала тяжелая болезнь. Наряду с эпической поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов известен такими произведениями, как поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы», «Железная дорога». Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, трагедии крестьянства. Некрасов ввел в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа – от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Используя разговорную речь и народную фразеологию, он значительно расширил диапазон русской поэзии.

Некрасов первым решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что до него не практиковалось. Его поэзия оказала заметное влияние на последующее развитие русской, а позже и советской поэзии. После смерти Некрасова проститься с ним пришло несколько тысяч человек. Это был первый случай, когда российскому писателю отдавали всенародные почести. Памятная монета «Поэт Н.А. Некрасов, к 200-летию со дня рождения (10.12.1821)» вышла в серии «Выдающиеся личности России». Она отчеканена Санкт-Петербургским монетным двором.

14_2.jpg

Серебряная монета номиналом два рубля, весом 15,55 г, имеет форму круга диаметром 33 мм. На оборотной стороне монеты расположено рельефное изображение Н.А. Некрасова на скамейке и сидящей рядом собаки на фоне пейзажа, выполненного в технике лазерного матирования; справа вверху по окружности имеется надпись: «Н.А. НЕКРАСОВ», справа в две строки – годы жизни поэта: «1821» и «1878». Эскиз монеты создал художник Дизайнерского центра АО «Гознак» Федор Андронов на основе литографии Д.Б. Боровского «Н.А. Некрасов с собакой», которая хранится в музее-заповеднике Н.А. Некрасова «Карабиха». Для монеты были уточнены пропорции фигуры пойнтера, а также внесены другие изменения, присущие медальерной стилистике, в отличие от литографии. Основной центр притяжения внимания на монете – портрет поэта. Его Федор Андронов переделывал несколько раз. Последние штрихи портрета помогал доделывать Александр Васильевич Бакланов, народный художник России, главный художник-дизайнер Дизайнерского центра АО «Гознак». Образ Некрасова получился грустным и светлым, именно таким, как и задумывал художник. По словам Федора Андронова, каждый из людей неоднозначен и неидеален. Но когда речь идет о памяти выдающегося человека, наша цель в том, чтобы образом напомнить все светлое и хорошее, что он оставил после
себя.

14_3.jpg



Автор:  Жанна ПАСКЕВИЧ
Рубрика : аверс / поэт и гражданин
New issue
№1 (58) 2022
№1 (58) 2022
;