Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Сам себе фотограф

Сам себе фотограф

Мыльница и зонтик

— Из того, что я видел, чаще всего в Интернете представлены монеты отсканированные. Причем отсканированные плохо.

— Хотя бы теоретически можно положить монету в сканер и получить достойное изображение, передающее красоту, рельеф и состояние монеты?

— Такое случается иногда. Очень редко. Чаще всего эти опыты заканчиваются неудачно.

Лучше, конечно, монету фотографировать, при этом выставляя свет.

У кого есть зонтики — подойдет зонтик. Но лучше всего, если фотографировать монеты планируется часто, обзавестись софт-боксом. Большим ящиком, белым внутри, дающим мягкий свет.

— А если софт-бокса нет, а есть только мыльница? Сразу обращаться к специалисту?

— Я, наверное, странный фотограф. Почему-то всех подсаживаю самих фотографировать, вместо того чтобы заказать профессиональные фотосъемки. Ну, и нумизматы не будут исключением.

Итак, можно попробовать сфотографировать монету мыльницей. Во-первых, надо отключить вспышку. Категорически не рекомендую пользоваться встроенной в мыльницы вспышкой. При ее помощи хорошо получаются только волосы у женщин при рекламе шампуней. И только лица моделей выдержат эту вспышку. Монета не выдержит точно.

В качестве «выставленного света» в домашних условиях можно использовать свет из окна. В сущности, рекомендованный софт-бокс это и есть имитация света из окна.

Монета лежит на подоконнике, свет падает из окна, фотограф стоит напротив. Должно получиться!

Можно использовать вместо окна матовый свет мощной лампочки. Тут уже дело фотографа — подносить лампочку к монете или пристраивать монету поближе к матовой люстре.

Четких правил о том, каким должен быть фон, не существует. Фон надо подбирать к конкретной монете, учитывая ее особенности.

Фотографирование монет похоже на съемки архитектуры. Перед художником не стоит задача «увидеть красоту» в окружающем мире. Эту красоту уже заложил в архитектуру и в монету художник. Задача фотографа — подчеркнуть ее или как минимум не испортить.

Речь, конечно, идет о тех случаях, когда важна репродукция монеты. Ведь можно поставить монету на ребро и снять, используя этот ракурс как художественный прием.

А бывают случаи, когда в качестве результата важно, чтобы четко просматривалось крошечное клеймо, и тут уже стоит оставить в покое теорию художественной изобразительности и обратить внимание на технику, чтобы добиться четкого изображения.



Серебро труднее золота

— Начинающий фотограф должен знать, что серебро намного труднее снимать, чем золото. Это касается даже украшений, не говоря уже о монетах. Серебро практически не имеет цвета. Получается черно-белая фотография, которая может при этом очень сильно «муарить». Поэтому для контраста серебряные монеты снимают, как правило, на темном фоне. Если монета старая и покрыта патиной, ее легче снимать, чем новую монету качества «пруф».

«Пруф» — это зеркало. В зеркале отражается все. Если любитель снимает монету в соответствии с рекомендацией, на подоконнике, то в зеркальной поверхности монеты отражается окно. Этого можно избежать, затянув окно белой тканью. Тогда получится абсолютно чистое зеркальное отражение. Ну если, конечно, в момент съемки в монету что-нибудь не полезет — например, фотоаппарат или нос фотографа.

Иногда, кстати, при съемке зеркальных поверхностей приходится надевать белые либо черные перчатки, чтобы избежать отражения «розовых кожаных рук». Блики и тени должны быть черными и белыми и никакими больше.

Конечно, сейчас есть возможности исправить какие-то огрехи в фотошопе. Но если добиваться результата без фотошопа, то в ряде случаев поможет несколько листов бумаги формата А3, которые закроют все цветные блики от фигуры фотографа и не испортят кадр.

Кстати, комната должна быть, желательно, темной. И яркие обои могут дать блики на монету. Но, в общем, не обязательно превращать комнату в студию и добиваться идеальных условий, надо просто экспериментировать с бумагой, со светом, с зонтиком и учиться прятаться так, чтобы не отразиться в кадре.

Мой личный опыт показывает, что не существует готовых схем выставления света. И совершенно бессмысленно эти схемы заранее продумывать. Надо все делать руками и смотреть. И тут же переделывать, если выходит не очень. Фотография, и художественная, и прикладная, и традиционная, — чистое действие и эксперимент.

Тем более что даже физиками природа света до конца не изучена…

На начальном этапе, при отсутствии опыта надо просто больше работать и колдовать — менять чаще свет, фон, ракурс, соотношения. И успех придет обязательно.



Фотошоп не спасет мир

— А если надо снять гурт монеты? Нумизматам очень часто надо и гурт снимать.

— Гурт можно снимать, когда монета лежит на бумаге и неплохо подсвечивается. А можно поставить на ребро. Есть мелкие хитрости, как ставить на ребро предметы, которые на нем стоять не хотят. В частности, можно использовать на белой бумаге белый пластилин или жевательную резинку. Их не будет видно. Если, конечно, нумизмат уверен, что сумеет потом аккуратно отчистить монету.

Но именно постановка на ребро дает более объемную фотографию гурта. И, боюсь, для качественной фотографии гурта мыльницы может быть недостаточно — не у всех мыльниц есть макрозона, которая используется в этом случае для максимального приближения. Впрочем, тут можно докупить только объектив с макрозоной. Это очень важно при таких расстояниях — глубины и резкости снимка может быть значительно больше.

Есть и еще одна тонкость у старых пленочных мыльниц — когда фотограф смотрит в одну дырочку, а система передает картинку через объектив. То есть взгляд не проходит сквозь линзу объектива. И важно не промахнуться объективом мимо монеты на таких маленьких аппаратах.

— Вам приходилось проводить множество съемок как монет, так и медалей. Какие из них запомнились больше всего?

— Наиболее выдающимся случаем стали фотосъемки школьных медалей, которые раньше изготавливали с применением цианидов.

Естественно, что концентрации вредных веществ в воздухе минимальны. Но все-таки они были. С непривычки человек может почесаться, почихать. А техника чихать не умеет, и в этом самом цехе просто кое-какие приспособления отказались работать. Но из положения вышел, съемка все-таки состоялась.

Главное — помнить, что 90% работы должен всегда выдавать фотограф. Ну и на 10 % — спасет фотошоп. Если фотограф свою долю не выдаст, никакой фотошоп не поможет.

Суб header:  Чтобы разместить в Интернете хорошую фотографию любимой монеты, не обязательно заказывать профессиональную фотосессию
Рубрика : / ликбез
Свежий номер
№1 (58) 2022
№1 (58) 2022
;