Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Монета по-петербургски

Монета по-петербургски

В центре монеты изображена Александровская колонна (она была воздвигнута на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге в память о победе русского оружия над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года и торжественно открыта 10 сентября (30 августа) 1834 года) на фоне Арки здания бывшего Главного штаба.

Слева — изображение аверса и реверса памятного серебряного рубля 1834 года (он был выпущен в честь открытия Александрийского столпа), справа — даты в две строки «1834» и «2009», вверху по окружности — надпись: «АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА».

Автором эскиза является художник Дизайнерского центра ФГУП «Гознак» Елена Крамская.

По словам специалистов, при изготовлении этой монеты было применено необычное технологическое решение: оборотная сторона монеты выполнена в технологии «контр-пруф». Благодаря этому традиционное композиционное решение приобрело совершенно новое, оригинальное прочтение.

Монета (ее диаметр — 60 мм, масса драгметалла в чистоте — 155,5 грамма) отчеканена из серебра 925 й пробы на Санкт-Петербургском монетном дворе тиражом 1000 штук.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Александровская колонна была воздвигнута в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.

Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба, которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года. Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Однако предложенную идею установки еще одной конной статуи Петру I он отверг.

Открытый конкурс был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой — в память о «незабвенном брате». Огюст Монферран откликнулся на этот вызов проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска, но этот вариант был отклонен императором.

Монферран предлагал установить громадный гранитный обелиск высотой 25,6 метра (84 фута, или 12 саженей) на гранитном цоколе 8,22 метра (27 футов). Лицевую грань обелиска предполагалось украсить барельефами, изображающими собой события войны 1812 года в снимках со знаменитых медальонов работы медальера графа Ф. П. Толстого.

На пьедестале планировалось выполнить надпись «Благословенному — благодарная Россия». На пьедестале архитектор видел всадника на коне, попирающем ногами змею; впереди всадника летит двуглавый орел, за всадником следует богиня победы, венчающая его лаврами; коня ведут две символические женские фигуры.

На эскизе проекта указано, что обелиск должен был превзойти все известные в мире монолиты своей высотой. Пытаясь отстоять свой проект, архитектор действовал в пределах субординации, посвятив Николаю I свое сочинение, но идея все же была отвергнута, и Монферрану было недвусмысленно указано на колонну как на желаемую форму памятника.

Второй проект, который впоследствии и был реализован, заключался в установке колонны, высотой превышающей Вандомскую (воздвигнутую в честь побед Наполеона). В качестве источника вдохновения Монферрану была предложена колонна Траяна в Риме.

Узкие рамки проекта не позволили архитектору уйти от влияния всемирно известных образцов, и его новое произведение стало лишь легким видоизменением идей предшественников. Художник выразил свою индивидуальность, отказавшись от использования дополнительных украшений, подобных барельефам, спирально обвивающим стержень античной колонны Траяна. Кроме того, Монферран сделал свой монумент выше всех существующих. В этом новом виде 24 сентября 1829 года проект без скульптурного завершения был утвержден государем.

Строительство велось с 1829 по 1834 год. Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую привезли из Финляндии. Добыча и предварительная обработка производились в 1830–1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась между Выборгом и Фридрихсгамом. После того как каменотесы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от нее была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть ее на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 000 пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путем, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был обработан на месте и подготовлен к транспортировке. Для выполнения погрузочных работ был сооружен специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна. Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга. Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк. В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки.

Этот способ был предложен генерал-лейтенантом А. А. Бетанкуром — архитектором и инженером, организатором строительства и транспорта в Российской империи. Ранее с применением этой же технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.

Фундамент памятника был сооружен из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тесовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Работы были закончены в октябре 1830 года.

После закладки фундамента на него был водружен громадный четырехсоттонный монолит, привезенный из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершен. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установке колонны на пьедестал.

По окончании всех приготовлений был назначен день торжественного подъема.

30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехали государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади инженеру А. А. Бетанкуру потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

Каменная глыба наклонно приподнялась, неспешно поползла, затем оторвалась от земли, и ее завели на позицию над пьедесталом. По команде канаты были отданы, колонна плавно опустилась и стала на свое место. Народ громко закричал «ура!». Сам государь был очень доволен успешным окончанием дела.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны. Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращенной к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеей для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагалось несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Нев¬ского.

В итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орлов¬ским с выразительной и понятной всем символикой — «Сим победиши!». Эти слова связаны с историей обретения животворящего креста.

Открытие памятника состоялось 30 августа (11 сентября) 1834 года и ознаменовало окончание работ по оформлению Дворцовой площади. На церемонии присутствовали государь, царское семейство, дипломатический корпус, стотысячное русское войско и представители русской армии. Оно осуществлялось в подчеркнуто православном антураже и сопровождалось торжественным богослужением у подножия колонны, в котором принимали участие коленопреклоненные войска и сам император.

Затем на площади был проведен военный парад. В нем участвовали полки, отличившиеся в Отечественной войне 1812 года; всего в параде принимало участие около ста тысяч человек. В честь этого события в том же году тиражом 15 000 был выбит мемориальный рубль.

Суб footer:  При подготовке статьи использована информация с сайта «Википедия» (http://ru.wikipedia.org)
Суб header:  Александровской колонне подарили 25 рублей серебром
Рубрика : / дата
Свежий номер
№1 (58) 2022
№1 (58) 2022
;