Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Зодчий, поэт и балерина

Зодчий, поэт и балерина

Авторами эскизов монет, посвященных Кольцову и Воронихину, стали молодые художницы Дизайнерского центра ФГУП «Гознак», работающие под руководством народного художника России Александра Бакланова. Это Юлия Гоголь и Лидия Евдокимова. По словам главного художника, девушки проделали большую работу. Так, при разработке эскиза монеты, посвященной архитектору Воронихину, Юлия Гоголь создала много вариантов эскиза.

Андрей Никифорович Воронихин, из крепостного мальчика ставший знаменитым архитектором, академиком перспективной живописи, профессором Академии художеств, известен многими своими работами — и художественными, и архитектурными. Но главным его творением стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге.

Именно Казанский собор изображен на монете. Кроме того, здесь помещено портретное изображение архитектора. Как рассказал Александр Бакланов, сложность работы над ним заключалась в том, что сохранился единственный автопортрет Воронихина. Вверху на оборотной стороне монеты имеется надпись по окружности в две строки «ВОРОНИХИН А. Н.», а внизу — даты «1759–1814».

Автором эскиза монеты, посвященной 200 летию со дня рождения поэта А. В. Кольцова, стала Лидия Евдокимова. «Моя работа началась с подачи Александра Васильевича Бакланова, — рассказала молодая художница, — до этого я не была хорошо знакома с творчеством Кольцова. Перед тем как начать работу над эскизом, я прочитала много литературы о поэ¬те и, конечно же, стихи самого Алексея Кольцова. Мне показалось, что главным в творчестве поэта был женский образ, несостоявшаяся любовь, которую он пронес через всю свою жизнь. Его поэзия — о русской природе, о русской жизни…

Мне хотелось избежать штампов в эскизе, таких, как перо или раскрытая тетрадь. Изначально на эскизе присутствовал женский образ, который впоследствии был заменен на книгу. Основной задачей для меня было сделать так, чтобы было понятно: эта монета рассказывает именно об Алексее Кольцове, а не о каком то абстрактном поэте».

По мнению Александра Бакланова, Лидии Евдокимовой удалось воплотить свой замысел в эскизе. «Эта монета передает поэтическое настроение, и портрет Кольцова получился очень тонким и лиричным. Я считаю, что это один из лучших портретов, отчеканенных за последнее время на наших памятных монетах. При этом нужно отметить, что это первая самостоятельная портретная работа Лидии Евдокимовой», — сказал Александр Бакланов.

Кстати, на сегодня сохранилось всего лишь два портрета поэта Кольцова, и художница выбрала тот, который, по ее мнению, более отражает его натуру. На монете, выполненной по ее эскизу, изображен портрет поэта Кольцова, полевые цветы и раскрытая книга, справа — факсимильная подпись поэта, над ней — бабочка и даты в две строки «1809» и «1842». На втором плане вверху — изображение деревни и косаря на лугу.

Автором эскиза монеты, посвященной 100 летию со дня рождения балерины Галины Улановой, стал художник Санкт-Петербургского монетного двора Федор Андронов.
По мнению Александра Бакланова, автор нашел оригинальное решение для монеты. На ней изображен портрет Галины Улановой, а справа от него, на матовом поле, — балерина, танцующая на сцене в лучах театральных софитов. Ниже отчеканена роза, еще ниже — даты в две строки «1910» и «1998» и надпись по окружности «УЛАНОВА Г. С.»

По словам Александра Бакланова, эта монета стилистически перекликается с другими монетами о балете, которые выпускались на Санкт-Петербургском монетном дворе ранее, — для оформления был выбрал похожий шрифт и цветок розарина, который всегда присутствует на «балетных» монетах СПМД.

Работа над монетой шла непросто, говорят художники, но удачный ракурс для портрета балерины, который передавал бы ее изящество и одухотворенность, был найден. В целом, по мнению Александра Бакланова, монета получилась очень удачной.

Все монеты (диаметр каждой – 33 мм, масса драгметалла в чистоте — 15,55 грамма) выполнены качеством «пруф». Они отчеканены из серебра 925 й пробы на Санкт-Петербургском монетном дворе тиражом по 5000 штук каждая.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Андрей Никифорович ВОРОНИХИН — русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира. Он родился на Урале в 1759 году в селе Новое Усолье в семье крепостных графа А. С. Строганова. Андрей Воронихин обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова. Талант юноши привлек внимание Строганова, бывшего в то время президентом Петербургской академии художеств, и в 1777 г. граф отправил Воронихина учиться в Москву. Предположительно учителями Воронихина были В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. Через два года юноша начал работать в Петербурге. Он совершил несколько длительных поездок по России, делая зарисовки памятников русской архитектуры. В 1786 г., перед отъездом Воронихина в заграничное путешествие, Строганов освободил его от крепостной зависимости. В течение четырех лет Андрей изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии. По возвращению из заграницы началась творческая пора жизни Воронихина. Первой большой его работой была внутренняя отделка построенного Растрелли дворца Строганова.

В 1797 г. Совет Академии присудил Воронихину звание академика перспективной живописи за картину с изображением на ней построенной им дачи Строганова на Черной речке в Петербурге. Звание академика архитектуры Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе. С 1802 года он был профессором Академии художеств. Главным творением Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 года, окончены работы были в 1811 году. По случаю освящения храма Воронихин был пожалован орденом Святой Анны второй степени и пенсией. В числе других работ Воронихина — дом Государственного Казначейства, здание Горного института, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях. Зодчий скончался 21 февраля (5 марта) 1814 г. в Петербурге.



Алексей Васильевич КОЛЬЦОВ родился в Воронеже, в семье прасола (торговца скотом) в 1809 году. Образования не получил никакого. Первоначальной грамоте его обучил воронежский семинарист, затем 4 месяца он проучился в Воронежском уездном училище, но вскоре отец забрал его оттуда, поскольку ему нужен был помощник в торговых делах.

Мальчик с детства пристрастился к чтению, читал все подряд: от лубочных сказок до французских романов. Часто разъезжая с отцом по разным селениям и ярмаркам, Алексей познакомился с природой, людьми и кочевой жизнью. В 18 летнем возрасте он прочел книгу стихотворений Дмитриева, которая подействовала на него настолько сильно, что он захотел подражать ему и начать писать стихотворения. Первым его руководителем и вдохновителем стал воронежский книготорговец Дмитрий Антонович Кашкин, который давал юноше бесплатно книги. Так он познакомился с сочинениями Жуковского, Пушкина, Дельвига и других поэтов.

Семья Кольцова не одобряла его стремлений. Отец Алексея Васильевича был человеком твердого характера, любившим грубую силу и полное подчинение своим интересам окружающих его людей. В первую очередь это касалось домочадцев.

Когда Кольцову исполнилось 20 лет, он полюбил крепостную девушку, которая была служанкой в их доме. Любовь была взаимной. Узнав о ней, родители Кольцова послали его со скотом в дальнюю поездку, чтобы, воспользовавшись отсутствием влюбленного, отослать девушку в далекое казацкое селение. Узнав по приезде об этом, Кольцов заболел лихорадкой, которая протекала у него в очень тяжелой форме. Оправившись от болезни, он стал разыскивать девушку, но так и не нашел. Через некоторое время верные ему люди узнали, что девушка от жестокого с ней обращения умерла.

Сильное горе и глубокое чувство стали мощным творческим толчком. Кольцов начал писать стихи. В это же время поэт познакомился с Н. В. Станкевичем, сыном воронежского помещика и известного деятеля петербургского философского кружка, который угадал в нем большой поэтический талант и помог в 1833 году издать первый сборник стихотворений. Он же познакомил его с Белинским и другими литераторами. Сборник сразу же обратил на себя внимание. После выхода стихотворений «Молодая жница», «Пора любви» и «Последний поцелуй» Кольцовым заинтересовался Михаил Салтыков-Щедрин. Он называл главной особенностью этих стихов «жгучее чувство личности».

Разъезжая по торговым делам отца, Кольцов встречался с различными людьми, собирал народный фольклор. Его лирика воспевала простых крестьян, их труд и их жизнь. Многие стихотворения стали песнями на музыку М. А. Балакирева, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова и многих других.

Вскоре Кольцов заболел туберкулезом. Чахотка Кольцова стала быстро прогрессировать. Этому способствовало отношение к поэту его родных. С чахоткой, воспалением почек, непрекращающимся кашлем он вынужден был находиться на сквозняке, в сыром помещении, где постоянно мыли полы. Он умер 29 октября 1842 года и был похоронен в Воронеже. В 1868 году благодарные горожане воздвигли ему памятник.



Галина Сергеевна УЛАНОВА — русская балерина. Родилась в Санкт-Петербурге 26 декабря 1909 года (8 января 1910 года) в семье танцовщиков Мариинского театра — балетного актера и режиссера С. Н. Уланова и М. Ф. Романовой, классической танцовщицы и выдающегося педагога.

В 9 лет она была принята в Петроградское хореографическое училище, где основными ее педагогами стали ее мать — М. Ф. Романова, а затем А. Я. Ваганова. В балетной школе маленькая Галина часто плакала и требовала, чтобы ее взяли домой. Она ненавидела занятия, каждодневную балетную муштру.

После выпускного спектакля 16 мая 1928 года Уланова была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета (впоследствии Театра им. С. М. Кирова). Уланова исполнила главные партии в таких балетах традиционного репертуара, как «Спящая красавица» (музыка П. И. Чайковского, 1929), «Лебединое озеро» (музыка П. И. Чайковского, 1929), «Раймонда» (музыка А. К. Глазунова, 1931) и «Жизель» (музыка А. Адана, 1932). Ее высшими достижениями стали партии Марии в «Бахчисарайском фонтане» (1934) и Джульетты в поставленном Л. М. Лавровским балете С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» (1940). Среди других партий, созданных Улановой, — Коралли в «Утраченных иллюзиях» (музыка Б. В. Асафьева, хореография Р. В. Захарова, 1935), главная роль в «Золушке» (музыка С. С. Прокофьева, хореография Р. В. Захарова, 1945), Тао-Хоа в «Красном маке» (музыка Р. М. Глиэра, хореография Л. М. Лавровского, 1949) и Катерина в «Сказке о Каменном цветке» (музыка С. С. Прокофьева, хореография Л. М. Лавровского, 1954). Танец Улановой запечатлен в кинолентах «Ромео и Джульетта» (1954) и «Балет Большого театра» (1956).

Мир воспринимал Галину Уланову как возвышенный идеал, как прекрасную мечту о совершенстве и оказывал ей свои почести. Единственной балерине — ей при жизни были установлены памятники в Санкт-Петербурге (1984 год, скульптор М. К. Аникушин) и Стокгольме (1984 год, скульптор Е. А. Янсон-Манизер). В Голландии был выведен сорт тюльпанов «Уланова». Во Франции знаменитый зал «Плейель» после реконструкции открывался представлением в ее честь.

Галина Уланова — первая «звезда», открывшая эру зарубежных турне советского балета. Самые же знаменательные — первые гастроли Большого театра в 1956 году в Лондоне, где великая балерина танцевала Жизель и Джульетту и имела триумфальный успех, равного которому, по свидетельству зарубежных авторитетов, они не видели с времен Анны Павловой. В дальнейшем гастроли Большого неизменно открывались спектаклем во главе с Улановой. Затем были поездки в Париж в 1958 году и в Нью-Йорк в 1959 году.

Круг интересов Галины Улановой замыкался искусством, как и ее личная жизнь. Она трижды была замужем, и все трое ее избранников — выдающиеся люди искусства: режиссер Юрий Завадский, актер и режиссер Иван Берсенев, художник Вадим Рындин.

Свою сценическую деятельность балерина официально прекратила в 1962 году. Умерла Уланова в Москве 21 марта 1998 года.


Суб footer:  При подготовке статьи была использована информация с сайтов: <br>http://www.rusarh.ru/voronihin.htm <br>http://ru.wikipedia.org <br>http://www.fplib.ru/biografii/bio19v/koltsov <br>http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/d/d0/1006287.htm <br>http://taina.aib.ru/biography/galina-ulanova.htm
Суб header:  Их объединила серия «Выдающиеся личности России»
Рубрика : / личности
Свежий номер
№1 (58) 2022
№1 (58) 2022
;