Вход

Особняк Викулы Морозова в Подсосенском пер. д. 21

22.01.2013

17 фото

Изгиб Подсосенского переулка украшает очень красивая усадьба. Вы никогда не пройдете мимо, не заметив ее.

Изгиб Подсосенского переулка украшает очень красивая усадьба. Вы никогда не пройдете мимо, не заметив ее. Это красивый зеленый дом с сильно рустованными стенами. У входа вас встретят стерегущие его атланты, сделанные молодым еще скульптором С. Коненковым. С замковых камней окон на вас будут смотреть маскароны усатых и бородатых мужчин. Это особняк старшей ветви богатой некогда купеческой семьи Морозовых – Викуловичей.

А началась ее история в 1839 году, когда старший сын Саввы Васильевича Морозова Елисей купил у содержателя парусной фабрики купца Д. М. Плавильщикова несколько принадлежащих ему тут участков. Во дворе стояли старые палаты Плавильщикова, при доме был сад и многочисленные службы.

Но только в 1878 г. его сын Викула Морозов начинает перестройку существовавших здесь одноэтажных кирпичных зданий в большую и красивую городскую усадьбу, которая была бы прилична весьма преуспевающему передовому купеческому роду. В 1879 году по линии переулка из старого флигеля был построен большой двухэтажный особняк по проекту одного из самых известных тогда архитекторов Михаила Чичагова, автора зданий театра Корша в Богословском переулке, ресторана «Эрмитаж» на Трубной площади, особняка Алексеевых на Пречистенском бульваре.

Г-образное в плане, двухэтажное с антресолями здание с обширным подвалом представляет собой типичный особняк эпохи эклектики. Композиция фасада симметрична, особенно богато акцентирован вход, козырьком служит балкон второго этажа, поддерживаемый крупными атлантами. Фасады отделаны в духе того времени с применением большого количества пышных лепных деталей, а интерьеры удивляли богатством и разнообразием. Во фронтоне – вензель викуловичей.

В 1894 году Викула Елисеевич Морозов умирает, и усадьба переходит к его старшему сыну Алексею Викуловичу(1857-1934). И он решает изменить интерьеры по своему вкусу и немного перестроить другие усадебные строения. Для этого он приглашает молодого архитектора Франца Шехтеля.

В 1895 году Ф. Шехтель создал для этого особняка уникальные интерьеры, которые радуют нас и сейчас. В целом тут отразилось его увлечение в то время средневековой архитектурой. Прихожая решена в египетском стиле. Из нее можно было попасть в приемную и готический кабинет хозяина.

Великолепный двухсветный небольшой зал весь отделан деревом. На стенах были пять панно работы выдающегося русского художника М. Врубеля по сюжету гениальной поэмы Гете «Фауст». Так и появились в «готической комнате» искуситель Мефистофель, неотразимая Маргарита, да и сам удивительный доктор Фауст, заключивший с потусторонними силами не лучшую в жизни сделку. Сейчас они украшают собрание Третьяковской галереи. На первой ступеньке лестницы примостился карлик-гном с книгой. Выделяется на этом фоне белый камин, портал которого фланкируют или охраняют гаргульи – одна из первых работ скульптора Эрзя.

Большие готические окна второго света оформлены многоцветными сложными витражами. Кессоны потолка расписаны мелким средневековым орнаментом.

Лестница с гномом и другими диковинными животными ведет в библиотеку, уставленную великолепными резными книжными шкафами. По верху стен идет красивый фриз, где в растительный орнамент вплетены вполне живые звери. Изюминкой этой библиотеки является стол с витринами, который занимает всю ее середину. Его середина раздвигалась и тогда, можно было менять лампы в гостиной, находящейся под библиотекой.

Удивительной красоты рокайльная или гобеленовая гостиная находилась под библиотекой, а войти в нее можно было из готического кабинета. Чудесные гобелены на стенах Викула Елисеевич привез якобы из Парижа. Потолок украшен орнаментом рокайльных завитков, в центре его фонарь из матового стекла, который как раз и зажигали из библиотеки. Два угла гостиной оформлены зеркалами. В одном углу зеркальный эркер с диваном, в противоположном – камин с зеркальным полотном.

На втором этаже была оформлена парадная анфилада в классическом стиле. Там располагалась коллекция фарфора, которую много лет собирал Алексей Викулович. Она была одной из лучших в России, около 2,5 тыс. предметов: изделия елизаветинского времени, предметы сервировки стола, миниатюрные фигурки, статуэтки из серии «Русские типы» завода Ф.Я. Гарднера, продукцию других частных заводов конца XVIII — начала XIX вв., «трактирную» посуду с подчёркнуто броской раскраской, фигурки крестьян, горожан, военных, казаков, музыкантов завода братьев Поповых (1830—40-е гг.) и др. Эта коллекция теперь составляет основу Музея Фарфора в Кусково.

Другим его увлечением стало собирание гравированных и литографированных портретов. На основе этой коллекции С.П. Виноградов составил книгу «Собрание портретов, издаваемых П.П. Бекетовым», опубликованную на средства А.В. Морозова (М., 1913).

Мебель, шкафы, специальные витрины для коллекции фарфора изготовлены были на фабрике П.А. Шмита, зятя хозяина особняка, знаменитой фабрике «Поставщика его императорского величества».4

Заново был оформлен и одноэтажный дом во дворе, который в основе своей скрывает палаты 17 века купца Плавильщикова. К нему сзади Ф. Шехтелем был пристроен зимний сад, остатки которого и сейчас видны на его заднем фасаде, хотя само здание изуродовано в советские времена до неузнаваемости. На нем надстроили три этажа, и одели в «шубу».

В другом крыле этого дворового корпуса Шехтель устроил небольшую молельную, ведь семья Викуловичей была старообрядцами поморского брачного согласия и принадлежали к Преображенской общине.

Кроме того у Алексея Викуловича было огромное собрание старинных икон, к 1900-м годам их было больше 200 штук, и в 1914 году для этого собрания архитектор И. Е. Бондаренко присоединил к сооружению еще одну пристройку — три залы с верхним светом.

В корпусе, который располагается по Лялиному переулку, была контора «Товарищества мануфактуры Викулы Морозова с сыновьями».

После октябрьского переворота в доме сначала были анархисты, потом музей фарфора, детский сад имени А. В. Луначарского…. Сейчас в нем располагается «Российский общественный фонд инвалидов военной службы». А дворовые постройки занимают разные коммерческие фирмы. Многое в доме было утрачено и во времена анархистов и во времена разгула капитализма в 1990-е годы. За несколько последних лет владельцы особняка провели очень качественную реставрацию его интерьеров, и мы можем опять любоваться той красотой, которую создал для Алексея Викуловича этот гениальный творческий тандем Шехтель и Врубель.

 

Ирина Левина

Главное

«Метриум»: Самые продаваемые новостройки Новой Москвы в I полугодии

«Метриум»: Итоги I полугодия на рынке апартаментов

«Метриум»: Итоги I полугодия на рынке новостроек массового сегмента Москвы

Новости по теме

Чайный дом на Мясницкой

ЖК «Стольник» - шедевр современной архитектуры столицы

Палаты в Старопименовском переулке

Специальные предложения