На углу площади Журавлёва, прямо напротив МЭЛЗ, притаился маленький особняк, выполненный в стиле модерн. С одной стороны он граничит с более крупным и мощным зданием, расположенным на возвышенности, а с другой — с железнодорожной веткой, которая появилась здесь только в 1916 году.
Особняк появился по желанию владельца, который не хотел жить рядом с новой невесткой, вызывавшей у него неприязнь.
В 30-х годах XIX века на месте, где сейчас находится особняк, братья Носовы основали большую фабрику по производству платков и сукна. Производство развивалось, и к концу XIX века оно превратилось в одно из самых технически продвинутых суконных предприятий Москвы. Рядом с фабрикой, на углу Малой Семёновской улицы и Электрозаводской улицы, располагался дом купца первой гильдии Василия Дмитриевича Носова с большим садом.
Особняк появился по желанию владельца, который не хотел жить рядом с новой невесткой, вызывавшей у него неприязнь.
В 30-х годах XIX века на месте, где сейчас находится особняк, братья Носовы основали большую фабрику по производству платков и сукна. Производство развивалось, и к концу XIX века оно превратилось в одно из самых технически продвинутых суконных предприятий Москвы. Рядом с фабрикой, на углу Малой Семёновской улицы и Электрозаводской улицы, располагался дом купца первой гильдии Василия Дмитриевича Носова с большим садом.
В 1903 году старший сын Василий решил жениться на Ефимии Рябушинской. Отец передал молодым свой большой каменный дом, а себе решил построить новый в саду. Тогда В. Д. Носов заказал своему другу, знаменитому архитектору Л. Н. Кекушеву, построить в своём саду «американский коттедж». Он увидел такой дом в научно-популярном журнале и захотел построить нечто подобное для себя. Отдавая должное своему увлечению всем новым, Носов поручает архитектору Кекушеву разработать проект в популярном тогда стиле модерн. Дом планировался с новейшими удобствами — водяное отопление, горячая и холодная вода из кранов и так далее.
Дом строился не из кирпича, а из дерева, что, по мнению купца, ускоряло строительство и было более комфортным для проживания — более свежий воздух в помещениях, сохранение тепла и так далее.
Архитектору поставили жёсткие сроки строительства и выбор материала. Ему нужно было построить двухэтажный деревянный особняк на каменном полуподвале в стиле загородной дачи с просторными террасами, фигурными козырьками и декоративными элементами. Этот дом стал единственным деревянным зданием в Москве, построенным в стиле модерн. Штукатурные стены обрамлены фигурным деревом на крыльце, веранде и козырьке. Очень красивая ажурная деревянная терраса, где расположен главный вход в дом.
Дом строился не из кирпича, а из дерева, что, по мнению купца, ускоряло строительство и было более комфортным для проживания — более свежий воздух в помещениях, сохранение тепла и так далее.
Архитектору поставили жёсткие сроки строительства и выбор материала. Ему нужно было построить двухэтажный деревянный особняк на каменном полуподвале в стиле загородной дачи с просторными террасами, фигурными козырьками и декоративными элементами. Этот дом стал единственным деревянным зданием в Москве, построенным в стиле модерн. Штукатурные стены обрамлены фигурным деревом на крыльце, веранде и козырьке. Очень красивая ажурная деревянная терраса, где расположен главный вход в дом.
Внутренняя отделка особняка также выполнена полностью из дерева. Деревянные панели, рамы, двери и перила лестниц превратились здесь в изысканные произведения искусства. Как и всегда у Кекушева, оконные рамы тщательно проработаны и качественно изготовлены. Они являются отличительной чертой кекушевской архитектуры, всегда неповторимые и разнообразные в одном здании. Однако самое главное — это их размер, благодаря которому в дом проникает много света, создавая мощные световые и теневые эффекты в интерьере.
Дом был разделён на мужскую и женскую половины. Внизу жил сам Василий Дмитриевич и располагалась мужская прислуга, а наверху — его младшая дочь Августа и женская прислуга. Образ жизни в доме был степенным, но не купеческим. Самовар не стоял на столе весь день, и не было послеобеденного сна. Кроме того, контора находилась на фабрике, а не в самом доме. В целом, это был прогрессивный московский дом.
Этот особняк считается самым престижным деревянным строением Льва Кекушева и, безусловно, является жемчужиной московского модерна.
В настоящее время особняк является филиалом Российской библиотеки для молодёжи. По средам в нём проводятся бесплатные экскурсии, во время которых можно прогуляться по веранде второго этажа и узнать истории о купце Носове.
фото: https://nosov.rgub.ru/ https://ilovemoscow.livejournal.com/400673.html